«Не мы на детей походим, а они на нас»

«К воспитанию детей следовало бы относить­ся как к самой важной из земных профессий».
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем — кропотливый, нелегкий труд. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас».
Помощь в решении проблем семейного воспитания подростков родителям окажет "подсказка для взрослых":
1.«Почувствуй ребенка».
Родителям предлагается почувствовать в повсе­дневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и называть их при обращении к ребен­ку. Например, «Ты огорчен...», «Тебя радует...».
2. «Что нам должны дети?»
Заметить, сколько раз во время разговора с ребен­ком было произнесено слово «должен». Почувствовать, как реагирует ребенок на слово «должен», попробо­вать заменить это слово другим, отметить реакцию.
3. «Насколько вы принимаете своего ребенка»
В течение 2—3 дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительны­ми высказываниями (радость, приветствие, одобрение, поддержка) и сколько с отрицательными (упреки, за­мечания, критика, обвинение и др.). Если число по­ложительных равно числу отрицательных, то с обще­нием все благополучно.
4. «Радостная встреча»
Представьте, что встречаете лучшего друга. Как вы показываете, что он дорог вам и близок? Теперь представьте, что это ваш ребенок, который приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его ви­деть. Теперь это надо проделать на самом деле до всех других слов и вопросов. Хорошо бы продолжить эту встречу в том же духе в течение нескольких минут.
5. «Я-сообщение»
Попробуйте говорить от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не давайте характерис­тику ребенку и его поведению.
6. «Ты мне дорог»
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день ( обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребен­ка, да и на свои собственные.

вторник, 25 сентября 2012 г.

Научите быть родителем

Именно с такой формулировкой вопроса мне часто приходится встречаться в тот момент, когда взрослые, умные и вполне успешные люди вдруг сталкиваются с неспособностью справиться с собственным ребёнком. Просьба «Научите меня!», как правило, приходит на смену формулировке «Сделайте с ним (с ребёнком) что-нибудь!». И это всегда является хорошим знаком того, что консультативный процесс движется в правильном направлении.


Но возникает другая проблема – чему учить? Известно, что есть специальность, предполагающая профессиональное владение искусством воспитания детей - педагогика. Казалось бы – всё просто: изучи и примени. Парадокс же заключается в том, что затруднения в воспитании собственных детей среди педагогов-профессионалов встречаются так же часто, как и среди представителей других профессий. Такие родители с профессиональным образованием часто говорят: «Всё знаю: как правильно и как неправильно, что нужно делать и что нельзя. Но вот только когда он (ребёнок) вычудит что-нибудь – я ничего с собой поделать не могу. И от этого становится только хуже». Из этого следует только один вывод: абстрактное знание возрастных закономерностей из учебников по педагогике и психологии само по себе не являются панацеей от воспитательных проблем. И тем более, не гарантирует человеку успешность в родительстве.




Так чему же учить людей, которые несут на себе этот родительский крест? Тех, кто мужественно переживает всевозможные родительские трудности и трепетно хранит всевозможные родительские радости. Тех, кто живёт успехами своих детей и с болью воспринимает их неудачи.

Конечно, любой процесс научения подразумевает овладение определёнными истинами. В нашем случае самыми главными являются следующие идеи:

Каждый ребёнок неповторим, а значит, для организации его воспитания нужно ПОНЯТЬ и ПОЧУВСТВОВАТЬ его уникальность – что отличает его от других людей, в чём его непохожесть, его особенность.

Для того, чтобы быть способным понимать ребёнка в процессе воспитания, взрослому надо уметь ПОНИМАТЬ СМЫСЛ своих воспитательных воздействий – ведь в результате этих воздействий маленький человек должен стать чуточку взрослее, а, значит, лучше, умнее, добрее.

А для того, чтобы воспитание было осмысленным, родителю нужно научиться понимать САМОГО СЕБЯ в этом процессе.

Уважаемые родители, ответьте для себя на один вопрос: каким вы хотите, чтобы был ваш ребёнок тогда, когда вас уже не будет на свете? От вашего ответа зависит направленность ваших воспитательных воздействий. И хотя в психологии не принято делить ответы на правильные и неправильные, здесь следует отметить, что единственно верным является желание видеть ребёнка самостоятельным, способным справиться со своей жизнью без нашей подсказки и опеки. И, конечно, понятно, что такая способность не возникает вдруг, к ней надо готовить ребёнка с самого рождения. Мало того, ведь именно к этому ваш ребёнок и стремится изо всех сил.

P.S.

Однажды в мебельном магазине я стала невольным свидетелем разговора между мамой и маленьким сыном. В отделе детской мебели мама с укоризной сказала мальчику: «Видишь, как здесь всё чисто и аккуратно – не то что в твоей комнате». На что малыш отозвался: «Конечно, ведь здесь никто не живёт».

Комментариев нет:

Отправить комментарий